Первое воскресенье Великого поста в Церкви называется Торжеством Православия. Праздник установлен в память о победе над ересью иконоборчества и о восстановлении иконопочитания в 787 году. Тогда сформулировали главный принцип отношения к иконе: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен».
Торжеством Православия Церковь вспоминает завершение полутора столетий иконоборчества — жестоких гонений на верующих, утверждавших возможность изображать Христа, Богородицу и святых, а также и молиться перед их образами.
В этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями (ересь — учение, которое сознательно противостоит правильной вере и отрицает истину). Сам праздник Торжества Православия возник в 843 году — тогда его отмечали в первое великопостное воскресенье. С тех пор в Церкви сохраняется традиция праздновать Торжество Православия в начале Великого поста.
ТРОПАРЬ Недели Торжества Православия, глас 2
Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,\ прише́дый спасти́ мир.
КОНДАК Недели Торжества Православия, глас 2
Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,\ де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.